Следующая часть коллекции представлена репродукциями с картин, написанных в разное время, но говорящих в кровной связи художника со своей родиной – вятской землёй.В. М. Васнецов – сын сельского священника, родился и жил до двухлетнего возраста в селе Лопьял бывшего Уржумского уезда. Его детство и юность прошли в селе Рябово Вятской губернии. Картины народной жизни, старинные сказания, первозданная вятская природа способствовали развитию творческого воображения будущего художника.
Следуя семейной традиции, Васнецов окончил духовное училище, учился в Вятской духовной семинарии (1858-1867), где получил первые основательные уроки рисования. С благословения отца, поверившего в незаурядное дарование сына, начинающий художник поступает в Петербургскую Академию художеств.Примечательно, что деньги на первую поездку в Петербург он выручил, представив для розыгрыша в лотерею свои первые картины маслом «Жница» и «Молочница». Впервые судьба улыбнулась ему как художнику.
Бытописательское направление таланта молодого Виктора Васнецова вылилось в первый жанровый период творчества, основанный на детских и юношеских впечатлениях о деревенской жизни.
Маляр в люльке. 1869.
Около 1869-1876 гг. Бумага, карандаш. 37,2х24,5 см. Дом-музей В.М. Васнецова.
Ночной сторож. 1870.
Бум., гр. кар. Дом-музей В. М. Васнецова.
Без света. 1872.
Государственный Русский музей.
На картине «Нищие певцы» мы видим церковь в Рябове, где у церковной ограды присели на сухую землю отдохнуть слепые странники – «калики перехожие». Сельчане, подавшие им милостыню, остановились послушать их пение и рассказы о странническом житье-бытье.
Нищие певцы. 1873.
Холст, масло. Кировский областной художественный музей им. В. М. и А. М. Васнецовых.
Годы учёбы в Академии художеств (1868-1875) были успешными для Виктора Васнецова, несмотря на необходимость зарабатывать на жизнь.Молодой художник постоянно приезжал на родину, где оставались его осиротевшие братья, где жили его друзья и единомышленники.
Многие эскизы и наброски известных работ Васнецова сделаны в Вятке. Это говорит о том, что значительные замыслы художника рождались на вятской земле.
Набросок своей лучшей бытовой картины «С квартиры на квартиру» В. Васнецов сделал в один из приездов в Вятку. Только позднее художник изобразил своих героев на фоне Петербурга.
С квартиры на квартиру. 1876.
Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Сюжет картины перекликается с темой, тревожившей сердца и умы передовой творческой интеллигенции 60-х годов XIX века. Это тема «маленького человека» с его безропотной покорностью судьбе. Полотно было представлено на 5-й выставке Товарищества художественных передвижных выставок. Зрители подолгу стояли около него в молчании. «Первоклассный мог быть жанрист… очень близкий по духу к Достоевскому», — говорили о Васнецове.
Трудно найти картину, которая была бы так же известна и любима народом, как васнецовские «Богатыри».
Богатыри. 1881-1898.
Холст, масло. 295,3х446 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В основу картины положены реальные человеческие типы. Вглядитесь в образ молодого Добрыни Никитича. Не покажется ли вам знакомым это продолговатое лицо, характерный нос с горбинкой, чётко очерченный рот? В собирательном образе богатыря отразились черты васнецовского рода.
Витязь на распутье. 1882.
Холст, масло. Государственный русский музей, Санкт-Петербург.
Изначальный вариант своей первой былинно-сказочной картины «Витязь на распутье» Виктор Васнецов написал также в Вятке.
И. Н. Крамской.
Портрет Виктора Васнецова. 1878.
Портрет Виктора Васнецова, каким его знали и любили на Вятке, был написан художником И. Н. Крамским.Одухотворённый облик молодого художника, запечатлённый на полотне, совпадает со словесным описанием внешности Васнецова, которое оставил его современник В. Л. Дедлов:
«Васнецов-вятич, не в пример прочим великороссам, высок и строен. Светло-русые волосы и светлая борода, не окладистая, а «долотом». Небольшая голова. Нежный, белый и розовый цвет лица. Серо-голубые глаза.
Общее впечатление – смесь силы и нежности, доброты и ума, энергии и гибкости, стойкости и покладистости, способности применяться, но не с тем, чтобы поступиться собою, а чтоб ловчее было взяться за дело… Губы и отличный склад головы говорят о большой духовной силе. Глаза смотрят добродушно, но спокойно и вдумчиво, по временам с искрой юмора. Движения немного нервные, но ловкие, цепкие, не лишенные своеобразной грации. Беседа быстрая, оживленная…»