Не так уж много портретов сошло за творческую жизнь с мольберта В. М. Васнецова. В основном это были близкие ему люди: родственники, знакомые, друзья-художники.
Портреты-лики – так называли во времена Васнецова его портретные работы. В каждом из них, помимо мастерства, видится доброжелательное, сердечное отношение художника к персонажам его полотен.
Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи.
И. Е. Репин
Архип Иванович Куинджи (15 (27) января 1841(42?), Мариуполь, Российская Империя — 11 (24) июля 1910) – украинский и русский художник, мастер пейзажной живописи.
Он возглавлял в реформированной Академии художеств пейзажную мастерскую (1894–1897), воспитывал таких интересных художников, как Рылов, Богаевский, Рерих, Борисов, Пурвит и другие.
А. И. Куинджи и В. М. Васнецов познакомились в Академии художеств и были, по воспоминаниям Веры Леонидовны Куинджи, «словно братья родные».
Татьяна Анатольевна Мамонтова (ок. 1840-1905) – племянница Саввы Ивановича Мамонтова. Её мужем был Григорий Алексеевич Рачинский – филолг, переводчик, собиратель живописи.
Татьяна Викторовна (1879-1961) – старшая дочь В. М. Васнецова. Татьяна Викторовна Васнецова закончила Московское училище живописи, ваяния и зодчества, стала художницей, вместе с братьями Алексеем и Владимиром сохранила и передала дом Васнецова в 1948 году в дар государству. Прожила 82 года, похоронена в одной могиле с отцом.
«Мне нравились его довольно наивные, и все же убедительные затеи «возрождения» прошлого обожаемой им Москвы и его попытки представить грандиозность и ширь сибирской природы. Познакомившись с ним поближе, я поверил в абсолютную чистоту его души, а также в тождество его духовной природы и его искусства. Да и наружность у «Аполлинаши» удивительно соответствовала его творчеству. Что-то девичье-чистое светилось в его несколько удивленном взоре, а его довольно пухленькие «ланиты» (слово это как-то особенно сюда подходит) рдели таким румянцем, какого вообще не найдешь у взрослых людей и у городских жителей… Прелестен был и его «сибирский» говор, еще более дававший впечатление чего-то истинно русского, нежели говор москвичей».
А. Бенуа, русский художник, историк искусства, художественный критик