- Церкви и часовни города Уржума
- Троицкий собор
- Казанская Богородицкая церковь
- Воскресенская церковь
- Митрофаниевская церковь
- Тюремная Александра Невского церковь
- Городские часовни
- Уржумские кладбища
- Благоустройство города
- Благоустройство городских улиц
- Строительство мостов
- Водоснабжение
- Освещение
- Озеленение улиц города
- Городской транспорт
- Пожары в Уржуме
Одним из первых кирпичных сооружений в городе Уржуме был Троицкий собор. Этот старинный памятник культового строительства – не первый на этом месте. По плану города Уржума 1785 года Троицкий собор стоял несколько левее современного и ближе к реке. В 1811 году, из-за трещины, образовавшейся в стене, этот старинный собор было разрешено разобрать. В Государственном архиве Кировской области в одном из документов, касающихся Троицкого собора и его строительства записано «...Старый собор разобрать и с колокольнею до нижнего этажа, в нижнем же этаже средний пролет (или проход) закласть и сделать в нем теплую палатку, а сверху покрыть крышею, дабы по времени сей этаж был обращен в жилище причетников по прочей бедности». Однако в дальнейшем, на более поздних планах 1835 и 1845 годов, эти строения не показаны. Очевидно, эта палатка не сохранилась. В 1811 году было начато строительство второго Троицкого собора (вместо обветшавшего), а в 1822 году этот собор был освящен. Скорее всего, колокольня современного собора и теплая существующая церковь остались от старого собора постройки 1811-1822 годов.
Современный Троицкий собор, как известно, строился в 1895-1900-х годах. Здание собора необыкновенно красиво и величественно. Сочетание красноватых кирпичных стен и украшений из белого камня, серебристый высокий купол – оставляют большое впечатление. Ни в одном из районных городов Кировской области нет такого интересного здания.
Обратимся к истории постройки здания. В конце 1880-х годов именитые граждане города и прихожане решили просить Вятскую духовную консисторию о постройке нового здания собора. Разрешение было получено, 12 декабря 1889 года консистория поручила составить проект собора и записку к нему Вятскому гражданскому архитектору В. М. Дружинину. В первой половине 1890 года проект был составлен и утвержден Строительным отделением губернского правления. За составление проекта В. М. Дружинину уплатил 100 рублей уржумский купец И. В. Бердинский. В 1890-м году проект был отправлен в духовную консисторию. После его рассмотрения в декабре 1893 года было выдано разрешение на строительство за № 14118. Для отвода места под строительство собора в мае 1894 года в Уржум приезжал архитектор В. М. Дружинин. Закладка собора была произведена 6 августа 1894 года. После чего начались строительные работы.
Собор практически был выстроен на деньги верующих. Самое деятельное участие в постройке принимал лесопромышленник С. И. Стародубцев, который вложил в строительство большие денежные суммы. Как говорили его современники, старанием Стародубцева и был воздвигнут собор. Кирпич для строительства собора (самого высокого качества) заготовляли на Белой речке, белый камень для украшения стен возили из каменоломен на реке Нольке, что находились невдалеке от Сернура, близ деревни Помашъял (Марий Эл). Алебастр привозили из каменоломен, находившихся невдалеке от деревни Красная гора на берегу Вятки. Известняк заготовляли у деревни Федькино. Купола храма были покрыты белой жестью и отливали серебром на солнце. Для того чтобы доставлять кирпич к строящимся стенам, по Буйской улице (ныне Чернышевского) были устроены поднимающиеся к стенам мостки, длиною с квартал. Лошадей с грузом кирпича по этим мосткам под уздцы вели возчики. Во время строительства В. М. Дружинин приезжал в Уржум каждое лето, он был здесь в 1895, 1896, 1897 и 1898 годах. К концу 1899 года строительство собора было закончено, для освидетельствования работ в Уржум 8 октября 1899 года приезжал губернский инженер Г. Е. Янчковский. Он «при почетных прихожанах» засвидетельствовал завершение работ, свидетельство передал в консисторию. При этом присутствовали протоиерей Троицкого собора И. П. Мышкин, священник Е. Троицкий и дьякон Люстрицкий. Окончательное устройство интерьера собора было завершено в 1900 году. 1 июня 1900 года был торжественно освящен главный престол во имя Святой Троицы, в соборе началась служба. 30 сентября 1901 года был освящен северный придел – в честь Божией Матери «Живоносный источник». Отсюда в праздничные дни переносили икону Божией Матери «Живоносный источник» в Троицкую часовню на Белой речке. 6 июня 1902 года был освящен и южный придел в честь Святителя Николая Чудотворца.
Служба в соборе продолжалась до средины 1930-х годов, а потом началось уничтожение и разграбление убранства собора. Краевед Н. Н. Арбузова не один год пыталась найти остатки иконостаса, но даже следов его не нашла. Собор использовался как склад, кровля его стала протекать, но в теплой церкви служба не прекращалась. Когда собор был возвращен верующим, за восстановление его взялся настоятель Троицкой церкви, священник отец Александр (А. П. Зверев) и активные прихожане. Во второй половине 1980-начале 1990-х годов была проделана колоссальная работа. Были очищены от растительности стены собора, отремонтированы кровля и окна, восстановлен купол одной из четырех башенок, воздвигнуты спиленные в 1960-х годах кресты. Купол был покрыт новым долговечным материалом – листами металла японского производства. Сегодня собор выглядит почти также, как прежде, правда интерьер храма восстановлен не полностью.
Одним из интереснейших памятников церковного зодчества является здание Казанской Богородицкой церкви, где сохранились купол и подкупольная ротонда с 16 колоннами, расположенными попарно между окнами. Интересны были и портики с колоннами на боковых фасадах церкви. К сожалению, они не уцелели. Ротонда несет отзвуки классического стиля в русской архитектуре, который был распространен в России в XVIII – начале XIX веков. Жаль, что здание находится сегодня в неприглядном виде (здесь размещается пивзавод). Проект Казанской Богородицкой церкви был разработан в 1834 году комиссией проектов и смет в Петербурге, чертежи планов и фасадов церкви хранятся в Санкт-Петербурге в Историческом архиве. Чертежи подписаны старшим архитектором А. И. Мельниковым, архитекторами Шарлеманем и Висконти II. Последний и был непосредственным исполнителем проекта.
Висконти II принадлежал к семье талантливых строителей и архитекторов, приехавших в конце XVIII века в Россию из Италии. Из работ его старших родственников известны костел Станислава в Санкт-Петербурге, Висконтиев мост в Павловском парке и другие. Необходимо сказать, что А. И. Мельников (1784-1854), руководивший проектированием Казанской Богородицкой церкви, был талантливым архитектором, профессором Академии художеств. Постройки этого архитектора сохранились в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и других городах. При проектировании Казанской Богородицкой церкви использовались, видимо, рекомендованные в начале прошлого века образцовые фасады. В Санкт-Петербурге есть здание очень похожее на нашу Казанскую церковь, какой она была до снятия колокольни – это церковь Екатерины на Съездовской линии Васильевского острова 1811-1823 годов постройки (архитектор Михайлов) и церковь в селе Орлино под Санкт-Петербургом (построена в 1809 году). Здание Казанской Богородицкой церкви было построено в 1836-1847 годах на месте ветхой каменной церкви, существовавшей с 1745 года. На плане города Уржума 1784 года Казанская Богородицкая церковь показана как каменная. Осталась ли в новом здании, построенном к 1847 году, какая-либо часть старой постройки – пока неизвестно. Церковь имела три придела. В холодном храме придел был освящен в честь Казанской Иконы Пресвятой Богородицы. В теплом храме в честь Вознесения Господня и во имя Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца.
Напротив Троицкого собора сохранилось здание Воскресенской церкви, которое сегодня утратило свой первоначальный вид – нет ни колокольни, ни купола церкви. Помещение церкви долгие годы используется не по назначению. Впервые о Воскресенской церкви в городе Уржуме (на посаде) упоминается в материалах переписи 1646 года. Это, скорее всего, была первая церковь в городе. В материалах археографического описания храмов нашего уезда, составленных в 1916 году протоиереем И. Осокиным, обследовавшим Уржумский уезд, упоминаются древние иконы, которые находились в Воскресенской церкви. Одна из них – Св. Великомученицы Екатерины, особо почитаемая в приходе, была, по преданию, принесена из Москвы стрельцами, основавшими город. В 1761 году по указу Казанской консистории был выстроен каменный двухэтажный храм. В 1831 году, с ростом города, Воскресенская церковь была расширена. Но перестройка ее на этом не закончилась. В Государственном Историческом архиве Санкт-Петербурга есть «Дело 1844-1845 годов о расширении Воскресенской церкви в городе Уржуме».
В проектировании пристройки с северной и южной сторон церкви принимал участие вятский губернский архитектор Костарев, его подпись есть на планах 1845 года.
Второе отделение департамента проектов и смет, утверждавшее этот проект в Санкт-Петербурге, кое-что изменило в фасаде церкви, в декоре окон, приняв к строительству украшение окон по образцам XVIII столетия. Таким образом, после расширения церкви с южной и северной сторон, к 1845 году часть стен (постройки 1761 года) оказалась внутри здания. В церкви шесть престолов. Средний престол в верхнем холодном храме был освящен в честь Воскресения Господня, правый – во имя Успения Божией Матери, левый – во имя Св. Пророка Илии. Средний престол в нижнем теплом храме освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, правый – в честь Сретения Господня, левый – во имя Св. Великомученицы Екатерины.
В 1843-1846 годах на кладбище в Уржуме была выстроена небольшая каменная церковь – Митрофаниевская. По названию церкви получила имя и улица Митрофаниевская (ныне улица Елкина). Почетный гражданин города Уржума Л. П. Матвеев дал на строительство этой церкви 100 тысяч штук кирпича. Приписана церковь была к Троицкому собору. Первоначальный проект этой церкви, представленный Вятской Епархией на утверждение в Санкт-Петербург, был отклонен как ... «неблаговидный». В 1842 году проект был вновь разработан комиссией департамента проектов и смет и предложен к строительству. На плане 1842 года есть подписи архитекторов Висконти и Дуско, то есть церковь была одной из последних построек в стиле классицизма в городе. Церковь эта стояла на высоком месте, колокольня ее вначале была деревянной и стояла отдельно. В 1912-1913 годах при церкви с западной ее стороны была построена каменная колокольня, которая была соединена с церковью трапезной. Расширенное новое здание с большими окнами было очень светлым и нарядным внутри. Внутри здания церкви были оборудованы хоры, а снаружи – балконы. Эту особенность отметил протоиерей И. Осокин, который в 1916 году обследовал храмы Уржумского уезда. Назначение колокольни было – служить одновременно и пожарной каланчой. Место для пожарной каланчи, возвышающееся и сейчас над городом, было выбрано удачно. Церковь разобрали в 1940-1950-х годах. А возле колокольни была выстроена пожарная часть. На цоколе бывшей колокольни и поныне можно увидеть надгробные плиты с именами купцов Матвеевых, Тотмениновых, которые, видимо, немало сделали для процветания Митрофаниевской церкви.
Тюремная церковь в Уржуме появилась с завершением строительства здания городской тюрьмы. Освящение тюремной церкви состоялось в 1872 году в честь Св. Александра Невского. Сведений об этой церкви немного. Известно, что здесь был постоянный священник, а приписана церковь была к Троицкому собору. Служба в тюремной церкви велась для содержавшихся там заключенных, тюремный священник исполнял необходимые требы (исповедовал, причащал и соборовал).
Кроме церквей в городе Уржуме было несколько часовен. Одна из них – Вознесенская – располагалась на улице Казанской (ныне это улица Красная – на месте дома № 158). Вторая часовня находилась на Белой Речке. Каменная Вознесенская часовня была очень популярна в народе. Она была приписана к Казанской Богородицкой церкви. Построена часовня в 1887 году, проектировал её В. М. Дружинин. Часовня была окружена березками. В праздники, особенно в Вознесение, около нее бывало много народа, служили молебен. В начале 1930-х годов часовня была разобрана.
В окрестностях города было четыре часовни, приписаны они были к Троицкому собору. Самая известная часовня – каменная, с небольшой колокольней – была на Белой Речке. В 1860-х годах она уже существовала. Выстроена эта часовня была на средства лесничего Климова. При часовне находился благоустроенный родник, вытекавший под самой часовней. Внутри часовни, перед иконостасом, стояла чугунная купель с водой из родника. Купель эту пожертвовал заводовладелец Мосолов. В праздничные дни сюда приносили из Троицкого собора икону Божией Матери «Живоносный источник», святили воду из источника, которая считалась целебной. В Троицкую неделю, во время ярмарки, да и в другие большие праздники, здесь бывала служба, собиралось большое количество марийского населения. Существовало поверье, что, умываясь из источника, люди избавлялись от глазных болезней. Сейчас от часовни осталась лишь часть каменной стены. В местном архиве хранится план часовни на Белой речке. Здесь эта часовня именуется Никольской церковью, приписанной к Троицкому собору города Уржума.
Древние захоронения в Уржуме были обнаружены при строительстве детского комбината на бывшей базарной площади (за кинотеатром «Мир»). Тогда, в 1968 году, были найдены металлические марийские украшения, которые относятся к азелинской культуре (III-V века новой эры). При дорожных работах вблизи Воскресенской церкви были обнаружены (по словам краеведа Н. Н. Арбузовой) остатки деревянной колоды, похожей на древний гроб. Эта находка свидетельствует о том, что захоронения (скорее всего священнослужителей) в XVI – XVII столетиях производились возле существовавшей тогда церкви.
В 1985 году, при земляных работах на территории жилых владений на горе по улице Красной, перед спуском с горы были найдены человеческие кости, о чем свидетельствовала хозяйка дома А. С. Сазанова. Скорее всего, это остатки «убого дома». Так назывались места захоронения «закладных» или «заложных» – то есть самоубийц, утопленников, проклятых отцом и матерью, заблудших. «...заложные – в лесу заблудившиеся, без вести потерявшиеся, в реке утонувшие, отцом-матерью проклятые, бесом похищенные». Еще в 1884 году В. К. Магницкий, известный исследователь старины, писал о том, что в Уржуме издавна существовала традиция отдельного их захоронения. В Уржуме «заложные» погребались на окраине левого берега Шинерки, в конце бывшей Полстоваловской улицы. Место это раньше находилось за городом, а к XIX столетию было уже застроено домами. Но, по традиции, какое-то время на месте «убогого дома» в Семик продолжали служить панихиды по «заложным».
В XVIII – XIX веках, да и в начале ХХ века, почетных и именитых граждан хоронили вблизи церквей. Безусловно, такие захоронения могли быть при старом Троицком соборе, также и при новом, при Казанской Богородицкой церкви. Что касается Воскресенской церкви, то нужно учитывать тот факт, что возле церкви была базарная площадь, а рядом с алтарной частью проходила проезжая дорога. Документальные подтверждения о захоронениях вблизи церквей нужно искать в архивах, пока имеются лишь предположения.
На плане Уржума 1784 года, где были совмещены существующая застройка с намечаемым регулярным планом, указано и кладбище. Было оно по Буйской улице (ныне улица Чернышевского), примерно напротив краеведческого музея. Сейчас на этой территории находятся поликлиника, рынок и пожарная часть. Город рос, на плане 1845 года территория кладбища расширена к западу по Буйской улице, а к северу по Митрофаниевской улице. С постройкой церкви во имя Св. Митрофания кладбище стало называться Митрофаниевским. Здесь были похоронены семьи известных в Уржуме купцов Матвеевых, Токмениновых, Полстоваловых, Рукавишниковых и многих других жителей города. У Матвеевых был склеп. Оставшаяся его подземная часть была раскопана в 1978 году при строительстве дороги. Когда в 1913 году строили колокольню к Митрофаниевской церкви, фундамент ее был обложен надгробными плитами. В 1920-х годах около склепа еще стояли некоторые богатые памятники с фарфоровыми венками. Митрофаниевское кладбище было закрыто в 1876 году и в том же году открыто новое, вдоль тракта на Яранск. На этом новом кладбище стали хоронить с лета 1876 года. Кладбище было разделено на две части – восточную и западную. Разделяла их широкая поляна, которая находилась напротив центрального входа, около которого стоял домик смотрителя кладбища. На поляне этой долгое время захоронения не производились, но затем и она стала заполняться, и теперь свободных мест уже нет. Открыто новое (третье в истории города) кладбище за чертой города, по дороге в с. Буйское.
Благоустройство городских улиц, замощение их, началось в последней четверти XIX века и продолжалось в первом десятилетии века ХХ. В первую очередь начала благоустраиваться улица Воскресенская, где находились богатые особняки. Эта улица была главной трактовой улицей на дороге между Вяткой и южными уездами губернии. Улицы Казанская (в верхней части), Полстоваловская, Митрофаниевская – оставались неблагоустроенными. В весеннюю распутицу здесь по-прежнему было много воды, летом улицы были покрыты зеленой травой, а колеи утопали в пыли. Из поперечных улиц первые работы по мощению начались в 1909 году на Буйской улице – на участке от Воскресенской улицы и до пожарной каланчи (то есть до Митрофаниевской улицы). Руководил работами земский инженер И. А. Леман. Он же участвовал и в строительстве некоторых зданий в Уржуме.
По запискам современников, в середине XIX века в городе было много деревянных тротуаров, по сторонам улиц были вырыты канавы для стока воды. Надзор за этим осуществляло градоначальство. В 1870-90-х годах тротуары на Воскресенской улице, а также и на других улицах, возле богатых купеческих домов были выложены камнем «дикарем» (известняк). Оборудованием этих тротуаров занимались сами домовладельцы. Камень добывался около деревень Федькино и Красная Гора. Около домов С. И. Стародубцева, С. Д. Шамова, возле большого магазина Горбуновых – тротуары были выложены каменными плитами, это было очень прочное покрытие. И сегодня в некоторых дворах старинных домов сохранились выложенные каменными плитами дорожки к дому, а то и мощеные этими плитами дворы. Добывались эти плиты в каменоломнях южной части уезда (около с. Сернур) и зимой доставлялись в Уржум.
Одним из первых упоминаний о мосте через р. Уржумку является план города 1784 года, где обозначен мост через Уржумку по направлению тракта на Казань. Но скорее всего первый мост был сооружен сразу после основания города, так как дорога на Казань была главным объектом надзора и охраны стрелецкого города Уржума (каким он и был в конце XVI – начале XVII веков). Со времени существования Уржума мосты через Уржумку и Старицу доставляли много хлопот градоначальству. Через них шел почтовый тракт Вятка-Казань и во время весеннего разлива деревянные мосты не выдерживали напора воды. Так, например, в 1848 году «...половину мостов отмыло и она обрушилась». Стоимость строительства моста через Уржумку тогда определили в 1208 рублей, а через Старицу в 1329 рублей. На время строительства нового моста необходимо было изыскать объездные пути для почтового и другого транспорта. Один из вариантов объездного тракта был предложен исправником – через деревню Богданово, сначала по Старо-Казанскому тракту, потом на Богданово, через реку (там был мост) и далее узкая дорога через лес с выходом на тракт. Этот вариант был отклонен, так как в лесу было множество пней и больших дубов (сейчас в тех местах не осталось и признаков дубняков – все вырублены). Другой вариант предлагал устройство временного моста по переулку от дома Коскина (то есть по современной улице Подгорной), но там были сложности с обустройством спуска с горы. И это предложение было отвергнуто. Как вышли из этого положения градоначальники – в документах того времени не отражено. Известно лишь, что в 1850 году за устройство мостов взялись купец 3-ей гильдии Михаил Моралев и крестьянин Сарапульского уезда Ф. Микешкин. Мост через речку Шинерку на Воскресенской улице, с уравниванием профиля дороги, был устроен в конце XIX века. Эта небольшая речка не раз доставляла неприятности жителям нижней части Уржума. Не раз бывали разливы от прошедших в ее верховьях дождей, повреждавшие мосты. А в 1920-м году от весеннего паводка была затоплена улица Красная (вплоть до улицы Володарского). В начале 1900-х годов были приведены в порядок три спуска к реке Уржумке, причем один из спусков был вымощен с южной стороны Соборной площади, где внизу был оборудован водозабор. Два других спуска были оборудованы в районе больницы и винзавода. По ним спускались водовозы, на лошадях развозившие воду.
Водоснабжение города, начиная со времени его существования, а также на протяжении XIX и начала ХХ веков, осуществлялось из колодцев во дворах жилых домов и забором воды из реки Уржумки. В «Сметном списке...» города Уржума первой половины XVII века среди других упоминается Водяная башня с городовыми воротами, через которые, скорее всего, доставлялась вода в город. До начала ХХ столетия существовала профессия водовозов, которые набирали из реки Уржумки воду в бочки и развозили ее по учреждениям и по жилым домам. Известно, что в Уржумский приют благотворительного общества воду завозил П. Ф. Черевков. Особенно плохо было с водой в первых кварталах города, расположенных на самой горе. Под горой, на улицах Гоголя, Митрофаниевской, Полстоваловской и Казанской были устроены общественные колодцы (два из них действовали до недавнего времени – на улицах Елкина и Кирова). По улице Елкина (Митрофаниевской) воду носили по лестнице, преодолевая около 100 ступенек. По улице Кирова (Полстоваловская) лестница была очень длинной и крутой, поэтому с ведрами на коромыслах воду носили по горе. Для прочих надобностей поточную (не питьевую) воду собирали во время дождей. В начале ХХ столетия был вымощен спуск к реке от переулка с южной стороны города (возле собора). Там, под горой, был устроен простейший водозабор с насосом. Приезжавшие на лошадях водовозы наполняли свои бочки водой, качая ручной насос. Для запаса воды на случай пожара, при пожарной команде (на углу современных улиц Елкина и Чернышевского) имелся резервуар – огромный чан, диаметром около двух и высотой более метра. Еще в начале 1920-1930-х годов этот чан всегда был наполнен водой, привозимой также бочками с реки. При строительстве хирургического корпуса в 1914-1915 годах был предусмотрен водопровод, проект его был составлен инженерами Горбуновым и Двужильным. Водопровод этот был местного характера, подавал воду только в новое здание. Местный водопровод был и при реальном училище.
Первый водопровод, обеспечивающий водой здание больницы и некоторые другие учреждения Уржума, был построен лишь в 1928 году. Позже появились и водоразборные колонки. Так, около больницы по улице Красной в начале 1940-х годов была устроена будка с водоразборной колонкой, где воду отпускали по талонам. В 1964 году стала действовать водонапорная башня по улице Гоголя, расширилась сеть водоразборных колонок. Водопроводом были оборудованы и новостройки в южной и северной части города. Большинство колодцев во дворах были засыпаны.
Сведения об освещении городских улиц в первой половине XIX столетия скупы, как и раньше (в XVII-XVIII веках), улицы Уржума, да и других уездных городов ничем не освещались, утопали во мраке. В 1841 году, согласно отчету городского головы, в Уржуме было всего три фонаря. Поставлены они были на Воскресенской улице, около магистрата и возле других казенных учреждений. В фонари вставлялись сальные свечи, а позднее масляные светильники. Во второй половине XIX века фонари также были только в центре города. На открытках с видами Уржума (начала ХХ столетия) видны фонарные столбы около казначейства, около тюрьмы. Появляется керосиновое освещение, так называемые «керосино-калильные» фонари, но, опять же, лишь в центральной части города. Проект на освещение электричеством хирургического корпуса от собственной электроустановки был составлен в 1914 году, но осуществлен он был позднее. В 1912 году купец Я. Гордеев построил на главной улице города кинотеатр с электрическим освещением от динамо-машины, которая приводилась в движение водяным колесом. В 1919 году в Уржум, в поисках более сытой жизни (в стране после Октябрьской революции была разруха и голод), приехали несколько специалистов, знакомых с элетроработами. У них возникла идея дать городу электрическое освещение, хотя бы и в небольших масштабах, что и было осуществлено. Генератором элетроэнергии была небольшая динамо-машина мощностью в 15 киловатт, работающая от локомобиля, снятого с лесопильного завода Черепанова (в Ключах). Электрооборудование было взято из реального училища, из села Русский Турек (здесь дома лесопромышленников освещались электричеством еще в 1912 году), а также из имения Депрейсов в селе Ашлань. Электрическая энергия подавалась по металлическим телеграфным проводам. Электричество было подведено только к горкому партии, в Народную аудиторию, в некоторые школы и в больницу. Это было первое электрическое освещение в городе. В частных домах, вследствие малой мощности электростанции, электричества не было. В 1920-х годах мощность электростанции увеличили, построив новую, но перебои с электроэнергией были и в 1930-е годы. Размещалась электростанция на берегу Уржумки, возле моста. Лишь после Великой Отечественной войны город Уржум был присоединен к общему энергетическому кольцу.
30 августа 1868 года в Уржуме был открыт общественный сад на городской площади. Тянулся он над рекой Уржумкой, от спуска и почти до начала улицы Белинского. Городской сад был около 300 метров в длину и шириною до 40 метров. В саду было 2 длинных аллеи и несколько малых, расположенных по склону горы. Губернская газета «Вятские губернские ведомости» так писала об этом событии «...Первоначальная мысль об устройстве бульвара принадлежала уездному исправнику П. И. Волковичу, а исполнение – двум братьям – купцам Созоновым. Бульвар устроен на добровольные пожертвования, прием которых был начат осенью прошлого года (осенью 1867 года – примечание Н. Пентиной), тогда же было приступлено и к устройству бульвара. В нынешнем году все деревья и кусты прижились, скат горы обложен дерном, на самом берегу устроен павильон и поставлена беседка для игры в кегли. От бульвара по склону горы устроена отличная лестница».
Во второй половине XIX – начале ХХ столетий многие горожане проявляли заботу об озеленении территорий дворов, улиц. Во дворах издавна сажали вяз, березу, как заслон огню при пожарах. На Воскресенской, Буйской и других улицах в начале ХХ столетия были высажены тополя, липы. Около реального училища, гимназии, городского училища также были высажены тополя и липы. Их обязательно обрезали, придавая им форму. При реальном училище (ныне гимназия) и при женской гимназии (ныне в этом здании располагаются начальные классы средней школы № 3) были свои сады для прогулок учащихся. Большой сад был при больнице, здесь были и цветники. В начале 1920-х годов городские власти решили устроить городской сад на месте Митрофаниевского кладбища. Были сделаны аллеи, построена эстрада для оркестра. Устраивались там и гулянья. Но сад этот не пользовался популярностью. Позднее городской сад был оборудован на территории возле Троицкого собора, где находится и поныне.
Общественного транспорта в Уржуме на протяжении XIX и начала ХХ столетий не было. Были частные владельцы разъездных станций для земства. Основным средством передвижения была лошадь, запряженная в пролетку, тарантас или сани. Такие станции к началу ХХ века держали П. М. и Н. П. Иконниковы на Казанской улице, где был постоялый двор (ныне это дом № 105 по улице Красной). Были в городе и другие разъездные станции. Земство пользовалось услугами этих станций для разъездов по уезду земских служащих, врачей, исправников и других чиновников. В Уржуме было немало владельцев лошадей и всегда можно было нанять лошадь для поездки, например, на пароходные пристани в Цепочкино или Русский Турек, в Шурму, или для перевозки грузов. В начале ХХ века по городу постоянно развозили уржумцев три извозчика. Плата за час езды в 1913-16 годах составляла 25 копеек, а за конец 10-15 копеек (поездка в одну сторону). В 1910-е годы появился в городе первый мотоцикл, а с 1912 года начали появляться автомобили. Вначале их приобретали зажиточные лесопромышленники.
Бывали в Уржуме опустошительные пожары. Деревянные дома, отсутствие воды и маломощные пожарные команды (2-5 человек) – все это приводило к большим бедствиям и потерям во время пожаров. Один из крупных пожаров случился в 1820-м году, когда город едва не выгорел полностью. Сгорели все присутственные места с находившимися там бумагами и архивом, что лишило исследователей истории Уржума возможности воспользоваться многими интересными документами по истории города. После пожара, на следующий год, в городе было отстроено заново 108 домов.
Второй крупный пожар был в городе 3 августа 1866 года. Начался он в нижней части города, в усадьбе мещанина Коскина (угол современных улиц Советской и Подгорной – на четной стороне). «...Огонь быстро охватил четыре соседних дома, которые сгорели. Огонь, раздуваемый сильным ветром, угрожал зданию казначейства (оно было напротив дома Коскина – прим. Н. Пентиной) и всей нижней части города, где расположены почта и полицейское управление. Здесь выказал большую самоотверженность казначей Лопатин, вынес из казначейства деньги в каменную церковную лавку. Почтовая контора выбралась на поле, полицейское управление тоже готовилось к переносу дел» («Вятские губернские ведомости» за 1866 год).
Большой пожар был в феврале 1880 года, когда сгорел земский дом, в котором помещались уездные присутствия по воинской повинности и по крестьянским делам. Здесь также были дела комитета Красного Креста и ссудо-сберегательного товарищества. Несмотря на старания пожарной команды и полицейских, спасти находившиеся в производстве дела не удалось, сгорело и медицинское оборудование кабинета воинской повинности, другие вещи. По словам старожила города И. М. Самарцева, в 1901-1905 годах было много поджогов. От огня пострадали дома Иконникова и других (по современной улице Чернышевского), тогда же видимо сгорел и дом А. Я. Заболотского и его наследников (деда известного поэта Н. А. Заболоцкого). В средине XIX века пожарная команда находилась на берегу Уржумки, а позднее была переведена на угол улиц Буйской и Митрофаниевской (современные Чернышевского и Елкина).
|