Что мы знаем об этой стороне искусства Васнецова? Виктор Михайлович, как известно, был представителем династии вятских священнослужителей в шестом поколении. И хотя его религиозные чувства прошли в юности через горнило сомнений, через сложные жизненные обстоятельства, он всегда был глубоко верующим человеком. С православной верой он связывал понятия о Долге, Любви, Отечестве.
В 1885 году Васнецов был приглашён в Киев для участия в росписи Владимирского собора, построенного в честь 900-летия крещения Руси. Выполнение этой огромной и сложной работы Васнецов счёл своим творческим и моральным долгом перед православной русской церковью, достойной того, чтобы в ней работали настоящие художники, а не подрядчики.
Хотя, по мнению художника, трудно превзойти в мастерстве древнерусских иконописцев. Их иконы обладают огромной внутренней силой, они дают человеку уверенность и спокойствие, веру и утешение.
За десять лет гигантского труда во Владимирском соборе Васнецовым было собственноручно расписано четыре тысячи квадратных аршин, включавших пятнадцать огромных композиций и тринадцать отдельных фигур, не считая мелких изображений. Только незаурядный дар монументалиста и импровизатора позволил художнику завершить этот колоссальный труд, потребовавший огромной затраты его физических и душевных сил.
Порой он отходил от канонов церковной живописи, требовавших от икон условности и изображения бесплотных образов.У Васнецова лики святых отражают все земные чувства: и простоту, и горе, и доброту, и покорность. И в этом проявилось новаторство художника высокой нравственной пробы, непонятое вначале его современниками.Васнецовская «Божия матерь» – это земная женщина, несущая в мир своего ребенка.
«…И тут вспомнил он, как впервые жена вынесла сына-младенца на воздух, и ребёнок, впервые увидев голубое небо, потянулся к нему радостно, Вот тут и представилось ясно, что так надо сделать. Ведь так просто ещё никто не писал!»
Осокин, В. Виктор Васнецов. (М., 1959)
Успех духовной живописи В. М. Васнецова не был случайным, родившись с росписями киевского собора, он возрастал от работы к работе.
Открытки расскажут и о других храмах, где также имеются мозаики и росписи, сделанные по эскизам Васнецова.
Это храм «Спас на крови» (С.-Петербург), Георгиевская церковь в г. Гусь-Хрустальном, православный собор во имя св. князя Александра Невского в Варшаве (Польша), русская церковь св. Марии Магдалины в Дармштате (Германия).
Храм Воскресения Христова в С.-Петербурге, известный под названием «Спас на крови», был построен в 1907 году на месте убийства царя Александра II на Екатерининском канале (канал Гибоедова). Интерьер храма и наружные стены украшены мозаикой.
Васнецов написал для храма несколько выполненных мозаикой картонов (эскизов). Один из них – «Несение креста».