Интересное направление живописи Васнецова – настенную роспись на темы далёкого прошлого – представляют в собрании открыток репродукции с панно «Каменный век».
В 1883 году Васнецов получил заказ от Исторического музея Москвы на большой настенный фриз. Этот фриз должен был показывать картины жизни наших далёких предков.
Работал художник в Абрамцеве, натурщиками были местные крестьяне, а также гости Мамонтовых. Писал панно Васнецов два года, закончил его в Москве 10 апреля 1885 года. В задачу художника входил показ общности домашнего хозяйства у людей каменного века, их коллективного труда, добывания средств к существованию. Васнецов блестяще справился со своей задачей и дал стройную логичную картину жизни первобытного общества.
Панно находится во 2-м археологическом зале Государственного Исторического музея.
Несколько композиций воссоздают сцены охоты, пиршества, домашнего труда и быта первобытных людей. Здесь историческая достоверность сочетается с фантазией художника, сумевшего проникнуться атмосферой первобытных времён. Под кистью Васнецова молчаливые музейные экспонаты заговорили особым языком, заставляя поверить в действительность представляемых событий.
Слева от вождя сидящие мужчины занимаются обработкой кости и камня (3). Старик, нагнувшись над бивнем, усердно полирует его, рядом с ним молодой парень сверлит дыру в камне.
Тут же человек, вырезающий украшения на кости, на втором плане молодой охотник стреляет из лука.
В следующей группе центральной является мощная фигура вождя племени, зорко смотрящего вдаль (5). На правом плече он держит тяжелую палицу, а левой рукой – копье. Спокойная уверенная поза подчеркивает мужество вождя и уверенность в победе над темными силами природы. Слева от вождя сидящие мужчины занимаются обработкой кости и камня.
При большом единстве панно состоит из отдельных эпизодов, которые по законченности композиции и внутренней значимости вполне могут смотреться как самостоятельные картины. Вся композиция поражает богатством творческого воображения художника. Драматизм и жизненность ситуаций, динамичность композиции характерны для всего панно. Фигуры, изображенные в ракурсе, нарисованы с учетом того, что они будут смотреться снизу. Нет никакого искажения пропорций. Мастерство художника сообщает росписи такую убедительность, что кажется, будто перед глазами раскрывается реальная действительность. Современники с восторгом отзывались об этой работе В. Васнецова. До сих пор панно остается одним из интереснейших художественных произведений В. Васнецова.
По словам В. В. Стасова, художник провидящим духом отгадал и ясно различил древнейшую эпоху истории человечества. Он как будто срисовал всё это с увиденного.