В последнее десятилетие своей жизни художник написал цикл картин, ярких и красочных как русский лубок, – «Поэма семи сказок». Они заботливо хранятся в московском доме-музее В. М. Васнецова.
«Баба Яга схватила Ивашку, села в ступу, понеслась по кустам, по лесам, по болотам. Пошел по лесу страшный шум: деревья трещат, сухие листья хрустят – летит в ступе Баба Яга, пестом погоняет, помелом след заметает».
«…А как пошла Василиса Премудрая танцевать, махнула левой рукой – сделалось озеро, махнула правой – и поплыли по воде белые лебеди…».
Вот грациозно и величаво пляшет в богатых покоях Василиса Премудрая. Все музыканты – балалаечники и гусляры – любуются прекрасной девушкой. Её танец так заразителен, что они сами готовы пуститься в пляс.
На высоком троне из слоновой кости восседает царевна Несмеяна. На лице её глубокая тоска, ничто не веселит и не радует царевну. Во дворец приглашены все: тут и нарядные женихи из дальних стран, тут и дворцовые скоморохи, и слуги, и толпы народа. Все пришли, чтобы развеселить царевну.
В мрачном подземелье хранит Кощей свои несметные сокровища. Злыми делами наполнил Кощей свою длинную жизнь. Теперь в плену у него царевна Ненаглядная краса. Она пытается выведать у Кощея, где таится его смерть, которая избавит от плена и саму царевну, и всех жителей её страны.
«Царевна уколола палец заколдованным веретеном и погрузилась в волшебный сон. С нею заснул и дворец. Прошло много лет. Вокруг дворца выросли непроходимые чащи леса».
… Юная царевна спит на высоком ложе, околдованная злой завистницей-мачехой. Вокруг ней также все спят: и маленькая девочка над огромной старинной книгой, и служанки, и скоморохи. Заснувшая жизнь ожидает пробуждения: вот явится любимый и снимет колдовские чары.
…Парит в небесах, как огромная птица, ковёр-самолёт. Прижавшись друг к другу, сидят влюблённые. Они вырвались из земных оков и поднялись в небо. Ничто не угрожает их счастью, они свободны!
Следует отметить, что создавались эти красочные полотна в то время, когда в стране бушевали голод и разруха, и семидесятилетнему художнику приходилось работать в нетопленой мастерской.
В. М. Васнецов справедливо полагал, что в народной сказке или в былине запечатлён проверенный веками, правдивый внутренний и внешний облик народа. Сказка – это детство народа, и только больной и плохой человек не ценит своего детства и юности, своей историй.